Авария одного нефтяного танкера с последующим разливом нефти способна привести к экологической катастрофе, вызывающей, как правило, массовую гибель гидробионтов: птиц, морских животных, планктона, и, как следствие, рыб и беспозвоночных. На восстановление сложившихся биоценозов уходят десятилетия. Загрязнение нефтью нарушает также способность моря к самоочищению из-за образования на его поверхности нефтяной плёнки. Именно поэтому так важно предупреждать загрязнение моря, в том числе, с судов.
Выделяются четыре группы веществ, которые, попадая с судов в море, загрязняют морскую акваторию: нефть и нефтесодержащие вещества; сточные воды; мусор; вредные вещества (кроме нефти), создающие опасность для здоровья людей и водных биологических ресурсов.
Сброс загрязняющих веществ с судна может быть эксплуатационным и аварийным. Эксплуатационный сброс нефти представляет собой удаление содержащейся в льяльных, балластных и промывочных водах нефти, попадающей туда в процессе эксплуатации судна. Аварийные сбросы вызываются ошибками при бункеровке, неправильным обслуживанием оборудования, разрывами шлангов или трубопроводов, аварией или гибелью судна. Вынужденный аварийный сброс может быть произведен для спасения человеческой жизни или судна.
Для предупреждения загрязнения моря с судов, все танкеры валовой вместимостью от 150 регистровых тонн и суда других видов валовой вместимостью от 400 регистровых тонн оборудуются сепарационным и фильтрующим оборудованием очистки нефтеводяных смесей перед их сбросом за борт. Для хранения на борту нефтесодержащих вод суда оборудуются специальными танками.
Нефтяные танкеры валовой вместимостью от 150 регистровых тонн и другие суда валовой вместимостью от 10 000 регистровых тонн должны быть оборудованы системой автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефтесодержащих вод. Сброс должен автоматически прекращаться, если его интенсивность или содержание нефти в нефтеводяной смеси превысит установленные пределы. На всех судах должны иметься танки для сбора нефтяных остатков (шлама), которые сдаются на береговые приемные пункты.
На танкерах для сырой нефти дедвейтом от 20 000 т предусматривается защитное расположение танков изолированного балласта. Нефтяные танки отделяются от наружной обшивки по всей высоте борта от палубы до верхней кромки двойного дна бортовыми балластными танками шириной не менее 2 м, что обеспечивает предотвращение вытекания нефти в море в случае повреждения наружной обшивки корпуса судна.
Капитан судна обязан заблаговременно подать диспетчеру порта заявку на сдачу накопившихся остатков нефтепродуктов, нефтесодержащих и сточных вод и мусора. Запрещается выход из порта судов, имеющих на борту такие остатки.
Для сбора сточных вод на всех судах валовой вместимостью от 200 регистровых тонн, или на которых перевозится более 10 человек, предусматривается цистерна для сбора сточных вод, оснащенная световой и звуковой сигнализацией при заполнении ее на 80%. На этих судах должна иметься установка для обработки сточных вод, состоящая из накопителя судовых стоков, устройств для их очистки и обеззараживания. Очищенная и обеззараженная вода сбрасывается за борт.
Суда оборудуются также устройствами для сбора или для сжигания мусора. Для сбора мусора используются контейнеры, одобренные Морским регистром судоходства. Для сбора всех видов синтетики и пластмасс, включая синтетические тросы и рыболовные сети, оборудуются специальные емкости.
На судне может быть предусмотрена установка для измельчения пищевых отходов, бумаги, ветоши, стекла и металла до частиц размером менее 25 мм. При уничтожении мусора в установках термического типа, судовые отходы превращаются в золу и шлак, безопасные для живых организмов.Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет