Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов провёл совещание по проблемам сокращения вылова рыбы в Азово-Черноморском бассейне.
Данные научных исследований указывают на значительный рост запасов азовской хамсы в последние три года, кроме того довольно велики запасы шпрота и тюльки. Себестоимость продукции из этих видов мелких сельдевых в настоящее время одна из самых низких в рыбном сегменте. Так средняя стоимость килограмма сырца составляет всего 4-6 рублей. При этом потенциальные возможности для промысла позволяют нарастить вылов в 4-5 раз.
Запас азовской хамсы на осень 2011 года разными методами оценен величиной от 540 до 700 тыс. тонн, что позволяет изымать более 100 тыс. тонн в год. Объемы вылова шпрота и тюльки могут достигать соответственно 20 и 70 тыс. тонн. При этом на практике осваивается суммарно всех видов 20-30 тыс. тонн ежегодно. Таким образом, потенциально можно в 5 раз увеличить вылов по бассейну, обеспечив дешевым как пищевым, так и техническим рыбным сырьем не только береговые предприятия, но и перерабатывающие фабрики в центральной части России.
Рост добычи ограничивается сравнительно высокой затратностью промысла, отсутствием инфраструктуры и главное - низким спросом на продукцию из массовых видов. Это является следствием в целом деградации инфраструктуры рыбного хозяйства, существовавшей еще два десятилетия назад и разделением комплекса на кустарные мелкие предприятия по добыче, транспортировке и переработке, которые не связаны друг с другом. Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации в Азово-Черноморском бассейне при переходе от плановой к рыночной экономике подвергся дроблению и разрушению ключевых элементов инфраструктуры (порты, флот, рыбоприемка, рыбопереработка). В результате на современном этапе предприятия в основном исчерпали внутренние резервы экономического роста и возможности материально-технической базы, что в дальнейшем будет вести к снижению вылова и производства продукции.
Количество российских рыбных портов и рыбоприемных пунктов на побережье Азовского моря за двадцать лет с 1989 по 2009 гг. сократилось в 3 раза, а на побережье Черного моря – в 3,5 раза. Как следствие, существенно выросли затраты на доставку уловов из мест промысла к береговым базам. На бассейне стремительно стареет рыбопромысловый флот, сокращается количество судов, характеристики которых и так уже не соответствуют современным требованиям.
Участники совещания пришли к выводу, что даже появление современных добывающих судов на бассейне не исправит ситуацию по причине отсутствия мест базирования и сдачи рыбы. Сильно препятствуют рыболовству и многочисленные административные барьеры. Одним из последних является ограничение на выход в море и возвращение прибрежных судов в темное время суток.
По итогам совещания был сформулирован ряд поручений, включающих проработку вопроса по местам возможного строительства портов для судов прибрежного лова и упрощении процедуры захода/выхода рыболовецких судов, подготовке предложений по внесению изменений в Правила рыболовства, а также о возможностях субсидирования рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий. После проведения анализа всех предложений материалы решено направить для рассмотрения на Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.
Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет