16 октября 2017 года исполняется 59 лет с начала первой научно-поисковой промысловой Южно-Атлантической экспедиции, которая стартовала в этот день в 1958 году, когда от Керченского причала ушли в далекую Атлантику три судна: средний рыболовный траулер (СРТ) бортового траления «Грот» (капитан Г.Жураховский), большой черноморский сейнер (БЧС) кошелькового лова «Затвор» (капитан Н.Рачковский) и БМРТ «Жуковский» (капитан С. Ковтушенко).
В чествовании ветеранов экспедиции примут участие представители Крымского отдела Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства. Среди ветеранов Светлана Трофимовна Осипенко (старший лаборант на БМРТ Жуковский, директор музея объединения Керчьрыбпром), Александр Дмитриевич Мягкоголовый (механики БМРТ Жуковский), Иван Григорьевич Руденко (3 помощник капитана БЧС «Затвор»), Виктор Фомич Олешко (радист СРТ «Грот»). Эти люди сегодня являются живой легендой и истинными первопроходцами Южной Атлантики.
В послевоенные годы в Керчи возрождались рыболовецкие артели, которые вели прибрежное рыболовство. Не хватало мужских рук, и на веслах часто сидели женщины и подростки. Лишь 1 октября 1950 года была создана Керченская государственная база активного лова. К тому времени уловы кильки, бычка и хамсы в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне стали резко снижаться, а потребность в рыбном сырье и морепродуктах в стране с каждым годом возрастала: из-за недостатка в рыбной муке сдерживалось развитие птицеводства, не было возможности обогащать состав подкормки и в прудовых хозяйствах.
Рыбаки и ученые хорошо понимали, что рыбную промышленность можно поднять только за счет освоения просторов Мирового океана. Но для этого требовались специализированные суда.
Во второй половине пятидесятых годов крупный заказ на постройку больших морозильных рыболовных траулеров (БМРТ) получили судостроители города Николаев. Со стапелей завода имени И.Носенко один за другим сходят траулеры «литературной флотилии»: «Маяковский», «Грибоедов», «Лермонтов», «Ван Гог», «Радищев» и «Жуковский».
С появлением специализированного рыбодобывающего флота, возникла идея о необходимости организации научно-промысловой экспедиции в Атлантический океан с целью определения новых районов промысла и прогнозирования добычи новых промысловых видов рыбы (сардина, тунец, сардинелла, скумбрия, капитан, зубан).
В результате работы первой научно-поисковой промысловой Южно-Атлантической экспедиции было добыто более 10 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Освоена и изучена переработка рыбного сырья, произведена первая морозка рыбы в океанических условиях. Выпущены консервы различного ассортимента, а также рыбная мука и рыбий жир. Таким образом, была опробована и успешно освоена возможность промысла и переработки рыбы непосредственно на промысле в тропических широтах Мирового океана, испытаны особенности ведения промысла разными типами судов.
Экспедиция убедительно доказала экономическую, финансовую, продовольственную целесообразность развития полномасштабного комплексного рыболовства и стала шагом в будущее рыбодобывающего флота СССР. В последующие годы на основании научных и практических данных этой экспедиции началось ускоренное развитие рыболовства в Мировом океане. Кроме того, экспедиция позволила решить многие проблемы Азово-Черноморского бассейна: увеличились объемы добычи, стал возможен круглогодичный промысловый лов водных биоресурсов, была снижена промысловая нагрузка на ценные промысловые виды бассейна, что позволило обеспечить их сохранение и воспроизводство.Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет