Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее – Закон, ФЗ № 36) внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ).
В связи с вступившими в силу изменениями статьей 7 КТМ и статьей 3 КВВТ маломерное судно – это судно:
- длина которого не превышает двадцать (20) метров - общее количество людей, на котором не превышает двенадцать (12). Под длиной понимается габаритная длина судна. I. Распределение ответственности При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС РФ), ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) или ФАУ «Российский речной регистр» (РРР) принимается во внимание цель использования маломерного судна:
• некоммерческое использование – ГИМС МЧС РФ;
• коммерческое использование – РС или РРР.
В соответствии с разъяснениями заместителя министра транспорта РФ В.А. Олерского (письмо № ОВ-28/1947 от 25.02.2013 г.) распределение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между РС или РРР определяется в зависимости от удаленности районов эксплуатации судов от мест убежищ или берега следующим образом:
• внутренние водные пути – РРР;
• морские районы с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль включительно – РС или РРР (по выбору судовладельца);
• морские районы с удаленностью от мест убежищ или берега свыше 12 миль – РС.
II. Регистрация маломерных судов В соответствии со статьей 33 КТМ и статьей 16 КВВТ маломерные суда,
• использующиеся в коммерческих целях подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре;
• не использующиеся в коммерческих целях подлежат регистрации в реестре маломерных судов. В соответствии со статьей 35 КТМ и статьей 17 КВВТ государственная регистрация маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, и прав на них поручена капитанам морских портов и администрациям бассейнов внутренних водных путей (далее – органы государственной регистрации судов). Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14 КВВТ установлено, что судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно и годность судна к плаванию. Таким образом, в соответствии с КТМ судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса РС.
III. Нормативные документы РС по классификации и освидетельствованию маломерных судов
В настоящий момент введено Временное Руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов (далее – Руководство). Положения Руководства базируются на нормативных документах ГИМС (Правила ГИМС РФ), которые рассматриваются, как требования Морской администрации флага, Приказе МЧС РФ №501 от 29.06.2005, а также на технических нормативах Регламента Таможенного союза (о безопасности маломерных судов). Временное Руководство размещено на сайте РС: www.rs-class.org.
IV. Классификация маломерного судна
Под классификацией маломерного судна понимается установление категорий плавания, учитывающих конструктивные особенности судна, вероятные ветро-волновые условия и удаленность от места убежища, на основе фактического технического состояния маломерного судна.
V. Освидетельствование маломерных судов
При освидетельствовании маломерного судна устанавливается соответствие судна, оборудования и снабжения требованиям Временного Руководства.
VI. Виды освидетельствований маломерных судов
Виды освидетельствования маломерных судов максимально гармонизированы с Правилами ГИМС, а именно:
• первоначальное – проводится после регистрации маломерного судна и прав на него;
• очередное – в расширенном объёме, проводится на берегу и на плаву с периодичностью в 5 лет; • ежегодное – проводится в период между первоначальным и очередным или между очередными;
• внеочередное –
• проводится при устранении повреждений, после ремонта или модернизации, после выполнения требований, выставленных при других освидетельствованиях;
• проводится для судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС МЧС России, перед государственной регистрацией – для подтверждения фактического соответствия судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, и классификации судна как маломерного для регистрации его у капитана морского порта или администрации бассейнов внутренних водных путей.
VII. Порядок и места освидетельствования
Освидетельствование маломерных судов производятся по заявке судовладельца, направляемой в местное Подразделение РС. В заявке должно быть указано, вовлечено ли судно в коммерческую деятельность и подтверждено ли согласие судовладельца с Общими условиями оказания услуг РС.
Маломерные суда проходят освидетельствования только в регионе расположения Подразделения РС, в специально определённых местах. Информация о расположении мест освидетельствования размещается на официальном сайте РС.
VIII. Этапы освидетельствования
Для маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС:
• снятие с учёта в ГИМС;
• направление заявления на государственную регистрацию в органы государственной регистрации судов с приложением судового билета ГИМС и подтверждения ГИМС об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов или судовой книги ГИМС;
• регистрация в органах государственной регистрации судов и получение судового билета; • направление заявки в РС на классификацию и освидетельствование;
• освидетельствование РС судна, получение акта и, при положительных результатах освидетельствования, соответствующая отметка в судовом билете.
Для маломерных судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС:
• направление заявки в РС для получения акта внеочередного освидетельствования, подтверждающего фактическое соответствие судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, и классификацию судна, как маломерного;
• направление заявления на государственную регистрацию в органы государственной регистрации судов с приложением правоустанавливающих документов и акта внеочередного освидетельствования;
• регистрация судна в органах государственной регистрации судов и получение судового билета;
• направление заявки в РС на классификацию и освидетельствование с представлением необходимой технической документации (при её наличии).
• освидетельствование РС судна, рассмотрение документации, проведение испытаний в случае отсутствия технической документации, получение акта и, при положительных результатах освидетельствования, соответствующая отметка в судовом билете.
IX. Отчетные документы РС, выдаваемые по результатам классификации и освидетельствования маломерного судна
По результатам всех видов освидетельствований РС выдает «Акт классификации и освидетельствования маломерного судна» (6.3.80), в котором:
• при положительных результатах первоначального освидетельствования в разделе «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» указывается назначенная категория плавания судна и установленные ограничения по району и условиям плавания;
• при положительных результатах очередного, ежегодного или внеочередного освидетельствования в Акте делается соответствующая запись о результатах проведённого освидетельствования.
Для маломерных судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС, при соответствии судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, РС своим актом подтверждает соответствие судов этим данным и возможность классификации судна как маломерного.
X. Упрощенный порядок классификации и освидетельствования маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС России
Маломерным судам, ранее зарегистрированным в ГИМС МЧС России, при положительных результатах освидетельствования назначается категория РС, соответствующая району и условиям плавания, указанным в судовом билете ГИМС.
Рассмотрение РС технической документации, на основании которой ГИМС назначены навигационные ограничения, не производится.
Данный порядок применяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС России.
XI. Особенности классификации и освидетельствования маломерных судов, не имеющих судового билета ГИМС МЧС России
Для маломерных палубных судов, спроектированных или построенных без учета требований нормативных документов, без согласованной технической документации или технического наблюдения надзорных органов или органов по сертификации, судов самостоятельной постройки решение о возможности присвоения категории принимается только после разработки и согласования проектной документации и (или) проведенных испытаний в соответствии с требованиями ГИМС.
Для беспалубных маломерных судов, в случае невозможности разработки соответствующей документации, мореходные качества (остойчивость, высота надводного борта, начальный дифферент) устанавливаются в ходе испытаний в соответствии с ГОСТ №19356-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Методы испытаний» и ГОСТ №19105-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования».
XII. Стоимость
Процесс освидетельствования включает в себя в общем случае следующие трудозатраты:
1. 1. Рассмотрение и анализ заявки.
2. Рассмотрение представленной документации.
3. Освидетельствование судна, его оборудования и снабжения.
4. Проведение необходимых испытаний и проверок.
5. Оформление акта освидетельствования.
6. Заполнение Первичных информационных документов.
7. Подготовка формуляра и занесение информации в единую базу данных.
На основании имеющегося опыта РС общая трудоёмкость вышеуказанных этапов освидетельствования одного маломерного судна составляет не менее 3-х (трех) нормо-часов.
При этом стоимость нормо-часа для данной услуги с целью удобства судовладельцев для всех регионов была установлена в размере 1500 рублей.
Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет